?

Log in

No account? Create an account

Осенью в дороге слушала запись передачи радио ФинамФМ из цикла "Будущее где-то рядом". Передачу ведет Александр Неклесса. Тот выпуск назывался "Изменись или умри! Технологическая тирания и продуктивное сообщество"
В передаче промелькнула такая фраза
"НЕКЛЕССА: У меня две реплики на этот счёт. Одна давно известная, а вторая касается достаточно недавно обнаруженных свойств человека. Давно известная относится к тому, когда у человека пик интеллектуальной активности. Первый .. в 2 года -.. в тот момент, когда человек осваивает языковое пространство. Это колоссальный интеллектуальный взрыв, это колоссальное интеллектуальное напряжение. Человек формирует всю картину мира, в которой он живёт всю последующую жизнь. А второе – достаточно недавно, буквально сегодня прочёл в Интернете сведения, я даже не успел подробно прочитать, сведения о том, что в 60 лет меняется соотношение структур мозга в том направлении, что мозг начинает работать более полно. Приду домой – дочитаю эту информацию. Она тоже противоречит конвенциональным установкам о затухании интеллектуальной активности".
Эта информация меня очень заинтересовала. Я пошла в интернет и наткнулась на книгу Барбары Страук «Тайны мозга взрослого человека». В тот момент книга была издана только на английском языке и уже имела большой успех, издана чуть ли не миллионным тиражом. Как только появился перевод на русский, в начале января 2011, я купила его на Озоне.
Поделюсь кратким конспектом, так как книга свежая, в сети ее нет, а выводы, к которым приводит автор, вдохновляют.

Нейроанатома! брр...то есть автора!
Кто такая Барбара Страук
Барбара Страук (Barbara Strauch), известный американский писатель по популяризации науки, журналист, окончила медицинское отделение Калифорнийского университета в Беркли. Является заместителем научного редактора газеты Нью-Йорк Таймс, а также редактором статей по медицинской тематике и охране здоровья. Работает в газете с 1994 года.

Чему посвящена книга
В книге Барбара изложила результаты научных исследований нейробиологов и психологов в основном из США. Под наблюдением находились группы людей, они выполняли различные когнитивные тесты. Параллельно во многих университетах велось изучение мозга с использованием последних достижений молекулярной биологии и аппаратурных методов сканирования мозга.

Граффити вместо масла: современная картина мозга среднего возраста
Как выяснилось, картинка мозга середины жизни совершенно не похожа на ту, в которую все так верят. Как будто мозг среднего возраста, образно говоря, положили не туда. Когда мы просматриваем нашу жизнь, нам легче заметить минусы, нежели плюсы.
Однако когда наука начала постигать, что именно происходит, возник совершенно новый образ мозга среднего возраста. Вот он: наш мозг удивительно компетентен и талантлив. Мы умнее, спокойнее, счастливее и, как сказал один ученый, будучи в таком возрасте: «Мы просто много знаем». И дело не в том, что куча фактов, которыми мы владеем, увеличивается день ото дня.
Рассеянность и креативность
Да, мозг в среднем возрасте легче отвлекается, поэтому мы
  • теряем концентрацию внимания на том, что делаем
  • забываем, что делали, куда шли и зачем
зато одновременно с этими минусами
  • получаем более широкое, менее сконцентрированное внимание, что позволяет больше увидеть, узнать о ситуации, оценить ее с разных сторон.
  • имеем больший потенциал к творчеству: "если вы не концентрируетесь на центральной теме, если думаете о разных вещах одновременно, то иногда вы можете предложить новые связи. Это трудно измерить, но это дивергентное, креативное мышление. Если вам повезет, вы можете испытать настоящий инсайт, озарение, что-то совершенно новое".
Не универсальный спад, а сильные отличия
Главная характеристика стареющего мозга, это не универсальный спад, а сильные отличия от одного мозга к другому. Есть более успешные и менее успешные. Есть такие старожилы, которые, будучи в преклонном возрасте, находятся в полном порядке. Это дает надежду: позитивный процесс старения может стать нормой.

Возраст и гены
Возрастные изменения в генах начинаются в 40 лет. В частности, изменения были обнаружены в 20 генах, отвечающих за память и обучение. Однако начинают меняться и другие гены, те, которые защищают и ремонтируют нейроны, предохраняя их от повреждения.

Когнитивный резерв
Ее имя, точнее имя, которое дано ей в научной литературе, — сестра Бернадетт. И ее мозг является самым провокационным свидетельством ухищрений, на которые способен мозг. Сестра Бернадетт была одной из участниц знаменитого "исследования монахинь". С 1986 года ученый Дэвид Сноудон и его коллеги из Университета Кентукки изучили мозг 678 католических монахинь — это был выдающийся эксперимент: он показал, как и почему стареет мозг.
... Возможно, самым важным было то, что все монахини разрешили передать после смерти свой мозг для лабораторных исследований.
... история сестры Бернадетт стоит особняком. Она была "звездой класса". Очень рано получила степень магистра, 21 год преподавала в начальной школе и семь лет — в средней школе. В 81, 83 и 84 года она легко выполняла любые когнитивные тесты. Около 10 лет назад сестра Бернадетт умерла от инфаркта, ей было 85 лет. Мозг сестры Бернадетт был передан для исследований.
На первый взгляд состояние мозга было прекрасным. Однако ... микроскопические исследования скоро показали нечто совершенно неожиданное. Несомненно, болезнь Альцгеймера буквально оплела весь мозг и находилась в запущенном состоянии. ... по шкале определения степени тяжести болезни Альцгеймера сестра Бернадетт получила шестой уровень — самое серьезное развитие болезни.
Как же так?
... Сестра Бернадетт оказалась "беглецом" — так стали называть этот феномен.
Даже наиболее консервативно настроенные нейроученые соглашаются, что наш мозг в течение жизни поддается "починке".
Это основная идея, стоящая за тем, что называется "когнитивным резервом".
Когнитивный резерв является очень мощной идеей.
... Но эта идея также и очень проста: нет линейной зависимости между патологией мозга и ее внешними проявлениями. Что-то стоит между ними. Что-то такое, благодаря чему одни люди оказываются в лучшем состоянии, чем другие. И речь не только о старении или болезни Альцгеймера.
Самые последние исследования показывают, что резерв мозга можно выстраивать в любой период жизни.
Обследование 137 человек в 1988 году показало однозначную связь между числом склеротических бляшек, клубков нейрофибрил и спадом умственной деятельности. Однако часть пациентов не соответствовали этой закономерности. Их назвали группа А. Обилие клубков, но первоклассный ум до старости. Вес мозга в группе А был больше по сравнению с другими группами, можно предположить, что либо в их мозге наблюдалась меньшая атрофия, чем это обычно бывает у очень пожилых людей, либо у этой группы было изначально большее количество нейронов и более крупный мозг и таким образом у них был больший резерв.
Вот так и родилась идея когнитивного резерва.

Что делать, если мы хотим прожить долго, счастливо и в ладу со своим мозгом?
Образование

Дальнейшие исследования показали, что дело не только в количестве нейронов. Одним из наиболее важных факторов, который создает эти дополнительные ресурсы мозга, является образование.
В последние годы была обнаружена четкая связь между уровнем образования или уровнем грамотности и тем, насколько быстро стареет мозг.
«Мы обнаружили, что пожилые люди с образованием меньше восьми лет в два раза чаще страдали старческим слабоумием, а те, кто имел только начальное образование и профессию низкой квалификации, в три раза чаще были подвержены этой болезнью». 1994 год, Journal of the American Medical Association.
Также оказалось, что если у пожилого человека с более высоким уровнем образования проявлялось слабоумие, то его состояние резко ухудшалось, и он быстрее (по сравнению с менее образованным пациентом) умирал после постановки диагноза. Похоже, что тот, кто способен призвать на помощь больше ресурсов мозга, может отодвинуть внешние признаки болезни. Но к тому времени как болезнь только начинает проявляться в поведении, она уже значительно повредила мозг физически, состояние пациентов резко ухудшается, и смерть наступает быстрее. Это тоже «беглецы», им удается меньшую часть времени прожить больными.

Когнитивно - стимулирующие действия
Группа исследователей показала, что на риск деменции влияет не только уровень образования, но также и когнитивно - стимурирующие действия. Это такие действия, в которых поиск или обработка информации являются центральным видом деятельности: чтение журналов и газет, пользование библиотекой, участие в играх, связанных со словами, музыкальные уроки или обучение иностранному языку.
Исследование 1772 человек показало, что даже те люди, в жизни которых больше развлекательных мероприятий (прогулки, встречи с друзьями, чтение) имели на 38% меньший риск заболевания, нежели те, кто значительно реже предавался удовольствиям. Риск слабоумия снижался на 12% для каждого дополнительного занятия. И это никак не было связано с типом профессиональной деятельности или уровнем образования.
Совокупность всех полученных фактов говорит о том, что физические, интеллектуальные и социальные действия в целом защищают от снижения когнитивных способностей и развития старческого слабоумия.
Говорит Шелли Кеслер из школы медицины Стэнфордского университета: «когнитивный резерв в основном связан с нейропластикой: мы знаем из не раз повторенных исследований на человеке и животных, что опыт может изменять как функцию мозга, так и его структуру. Я думаю, что когнитивный резерв складывается из комбинации наследственности и жизненного опыта. Если у вас умные родители, то у вас будет больший когнитивный резерв. В сравнении с атлетами: некоторые люди просто рождаются с большей физической силой. Но так же как и у атлетов, гены могут вывести вас на определенный уровень, если есть тренировки и практика. Если вы активно занимаетесь интеллектуальными и физическими упражнениями, особенно если в них заложена дозированная трудность (то есть упражнения становятся трудными по мере их выполнения), вы также можете усилить когнитивный резерв. Лучше постоянно повышать трудность упражнений, чтобы это принесло выгоду. Я думаю, что в этом заключается одна из причин, почему люди с более высоким уровнем образования часто обладают более мощным когнитивным резервом - они выполняют самые разные действия, стимулирующие мозг и стремятся выполнять их как можно больше.
Самое прекрасное, что нейропластика существует в течение всей жизни - нельзя быть слишком старым человеком, чтобы улучшать работу вашего мозга».

Физические упражнения

До недавнего времени большинство ученых в области исследования мозга действовали в рамках заключений, выведенных в 1913 году испанским исследователем и нобелевским лауреатом Сантьяго Рамон-и-Кахалем, который писал: «В мозге взрослого человека нервные пути установлены и неизменны. Все может умереть, но ничто не может возродиться».
Идея, казалось, имела смысл. Но она была ложной.
Экспериментально подтверждено возникновение новых нейронов в мозге взрослых мышей, певчих птиц, обезьян и человека. Еще в начале 60х годов Джозеф Альтман провел эксперименты с новой техникой, которая позволяла помечать вновь сформированные ДНК в клетках радиоактивным веществом и потом наблюдать их. Он обнаружил новые нейроны у взрослых крыс, морских свинок. Он опубликовал результаты в журнале, но они остались незамеченными. Идея, однако, не исчезла.
В конце 90-х Фред Гейдж обнаружил, что крысы, которые жили в «интересной» среде — с другими крысами, игрушками и крутящимися колесами, а также крысы, которые выполняли физические упражнения, — порождали значительно больше новых нейронов. Он также обнаружил, что достаточно только физических упражнений, чтобы порождались новые нейроны. Позднее другие ученые обнаружили новые нейроны у взрослых обезьян, а затем и у человека.
«Мы считаем, что новые нейроны создаются из деления исходных клеток в зубчатой извилине взрослого человека, - писал Гейдж в Nature Medicine в 1998 году. - Наши исследования показали, что гиппокамп человека сохраняет способность генерировать нейроны в течение всей жизни».
Несомненно, нейрогенезис снижается с процессом старения. Но в то же время мы понимаем, что, как говорит Гейдж, «клетки-то в мозге есть, поэтому мы можем снова запустить этот процесс». Однако для этого нам нужно подняться с кресла. «Речь не о том, чтобы найти лекарство. Это вопрос образа жизни. Компании по производству медикаментов не желают даже слышать об этом, но мы можем повлиять на мозг своими собственными действиями».
Весной 2007 года опубликовано исследование лаборатории Скотта Смолла. 46 мышей разделили на 2 группы. Одна группа жила в клетках с колесом, другая - в клетках без колеса. У мышей, которые постоянно крутили колеса, повысился кровоток внутри зубчатой извилины (отдел внутри гиппокампа). И прямо в середине этой извилины затем были обнаружены новые нейроны. У мыши, которая выполняла упражнения, было почти в два раза больше новых клеток мозга, чем у мыши, которая не занималась упражнениями.
На сканах мозга людей Смолл обнаружил те же явления, что у мышей. Испытатели бегали в течение 5 месяцев 3-4 раза в неделю, 20 минут на беговой дорожке, 20 минут на других тренажерах. Те, кто выполняли упражнения в полном объеме, имели в 2 раза больший кровяной поток в зубчатой извилине. Сотрудники лаборатории начали надевать кроссовки...
Какие упражнения помогают рождаться новым нейронам?
«Значительное увеличение объема мозга, как в отношении серого, так и в отношении белого вещества, было обнаружено у пожилых людей, которые участвовали в программе аэробного фитнеса, но не у пожилых людей, которые участвовали в программе на растяжку и тонизирование мышц (неаэробная нагрузка)» - заключение группы исследователей под руководством Арта Крамера, университет Иллинойса в Урбана-Шампань.
 
Пища для ума

Несмотря на растущую веру в продукты питания, такие как черника и шпинат, в их способность отодвинуть старение клеток мозга и тела, важно помнить, что длительные клинические тесты на людях не проводились. Ни одного и никогда.
Важно найти не только то, что мы должны есть, важно знать, что мы есть не должны. И опять же практически нет исследований, которые доказали бы, что конкретные продукты питания плохо влияют на мозг, но мы точно знаем, что определенные закономерности и схемы питания могут привести к ожирению или диабету второго типа, что однозначно вредно.
Исследователи в Финляндии рассмотрели истории болезней 1449 случайно отобранных женщин и мужчин сначала в 51 год, а затем когда им было 72 года. Они обнаружили, что ожирение в среднем возрасте, как и высокий уровень кровяного давления и холестерина, удвоило риск возникновения старческого слабоумия, а те, кто имел все эти факторы одновременно, в шесть раз чаще страдали старческим слабоумием.
Причины неизвестны. Но поскольку разные исследования показали одинаковые результаты, становится очевидным, что ожирение в среднем возрасте не самое лучшее, что вы можете предложить вашему мозгу.

Специальные упражнения для мозга
Эффективны ли специальные упражнения?
Старея, мы склонны следовать предсказуемым способам действий и ожиданиям, и работа мозга находится «на автопилоте».
Мы начинаем вести себя все более стереотипно и ограниченно. Мы не работаем над оттачиванием и поддержанием высокого уровня работы мозга. Просто получать новую информацию — недостаточно. В этом нет ничего неправильного, но этого недостаточно. Одной головоломки судоку просто недостаточно.
Мы должны со всех сторон окучивать наш мозг. Мы должны заставлять себя концентрироваться с такой силой, которая является уделом детства.
В исследовании, проведенном в США, результаты которого опубликованы в 2009 году, участвовали 500 человек, которые были разделены на две группы. Первая группа тренировалась по одному часу в день в течение 8 недель по программе Brain Fitness. Участники сидели перед компьютером в наушниках и выполняли серии упражнений, они должны были различать сходным образом звучащие слова (mat, pat, cat), либо решать, поднимается звук выше по тону или ниже. Другая группа по той же временной схеме просматривала образовательные DVD.
Те, кто прошел компьютерный тренинг, показали лучшие результаты: выполненные ими когнитивные тесты были на уровне людей на 10 лет моложе. Те, кто смотрел образовательные фильмы, не показали улучшений.

Эмоции и познание
Огромное количество исследований доказало, что люди, которые настроены менее мрачно, чувствуют себя менее одиноко, счастливы в браке или в отношениях со своими друзьями или даже домашними животными, имеют меньший риск заработать сердечно-сосудистые заболевания или болезнь Альцгеймера, у них лучше шансы остаться в ясном уме и твердой памяти и в конечном итоге большие шансы на долгую жизнь.

Резюме
Если мы хотим прожить долго и счастливо в ладу со своим мозгом, нужно:
1. Образовывать, тренировать и развлекать его. Не позволять ему лениться.
2. Поддерживать физическую форму и давать организму регулярные аэробные нагрузки, стимулируя рост нейронов.
3. Правильно питаться, диабет и ожирение не полезны и для мозга.
4. Быть позитивным и общительным. 

Comments

( 1 комментарий — Оставить комментарий )
puprika289
16 фев, 2013 16:38 (UTC)
Locals looking for you Go Here dld.bz/chwZF
( 1 комментарий — Оставить комментарий )

Страницы

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner